Списание расходов на покупку справочных правовых систем

Рубрика:  Консалтинг

Справочные правовые системыСегодня большое количество организаций, осуществляя свою деятельность, применяют разнообразные справочно-правовые системы. Обычно в состав расходной части на покупку таких программ входит приобретение самой системы, а также ее последующее обновление, говоря иными словами – информационная поддержка. 

С точки зрения учета купленного программного обеспечения важно, приобрела ли организация исключительные права на этот продукт, или не приобрела. В большинстве ситуаций организации приобретают не исключительные права, а только право использования этой программы. Если программа куплена в соответствии с лицензионным соглашением, то отражение расходов будет определяться тем, указан ли в договоре о покупке программы срок ее использования.

Если конкретный срок использования программы указан в лицензионном договоре, то в целях бухучета затраты на покупку системы будут списываться равномерно в течение всего срока ее использования организацией. Этот же порядок списания расходов применяется не только в целях бухгалтерского учета, но и в целях налогового учета. Это официальное мнение Министерства финансов России. Представители Минфина основывают свою позицию на том моменте, что в соответствии со ст. 272 Налогового кодекса РФ при использовании для исчисления налогов метода начисления, расходы на покупку программы снижают размеры налога на прибыль в том отчетном периоде, к которому эти расходы возникли в соответствии с условиями сделки.

Таким образом, при указании в договоре срока использования программы, расходы следует списывать равномерно на протяжении всего этого срока. Что касается организаций, использующих в своей деятельности кассовый метод, то они могут учитывать расходы на покупку системы уже после ее оплаты по факту.

Вместе с тем, ряд специалистов полагает, что справочные правовые системы, купленные независимо от указания срока действия, могут быть списаны в виде расходов сразу после покупки.

Если лицензионный договор не содержит пункт с указанием конкретного срока использования программы, то в целях бухгалтерского учета расходы на покупку программы должны быть включены в расходы на протяжении предполагаемого срока использования системы. В налоговом учете расходы на покупку системы снижают прибыль сразу же в том отчетном периоде, когда состоялась покупка программы. При кассовом методе расходы также могут быть списаны сразу после оплаты программы.

Похожие новости

Комментарии закрыты.