Последствия кризиса в строительной отрасли и дальнейшие перспективы

Рубрика:  Строительство и ремонт

Последствия кризиса в строительной отрасли и дальнейшие перспективы

Строительная отрасль, наверное, больше других пострадала в результате случившегося кризиса. Недостроенные дома, недобросовестные подрядчики, заказчики-банкроты, обманутые дольщики – вот основной перечень последствий. Как в этой ситуации поддерживает строителей государство, и о какой поддержке мечтают сами строители?

Проблемы на рынке жильяКогда строилось по миллиону квадратных метров жилья в год, покупали эти метры далеко не самые нуждающиеся. Это могли быть вторые и третьи квартиры в собственности, предназначенные для последующей (более дорогой) продажи. В итоге – построено много, а обеспеченность людей жильем остается низкой. Финансовый кризис сократил число покупателей жилья и отпугнул инвесторов, что привело к снижению объемов строительства. Какую помощь могло бы оказать государство в этом случае? Главным антикризисным мероприятием в развитых странах является увеличение объемов бюджетного финансирования инфраструктурных объектов. Мы можем наблюдать только увеличение выделенных средств на капитальный ремонт жилого фонда. Между тем, увеличение бюджетного финансирования способно загрузить строительный комплекс области, но его нет. Кроме этого государство могло бы помочь, выступив в роли координатора, который, оценив наличие площадок для строительства жилья и количество людей, в нем нуждающихся и готовых его приобрести, мог бы привлечь необходимые для строительства ресурсы. В качестве таких ресурсов подойдут программы ипотечного кредитования. Конечно, возникнет необходимость договоренностей с банками, но всем живется не сладко, и банки вполне могут быть заинтересованы. В результате банк даст деньги на строительство, компания будет строить, а люди постепенно выплачивать проценты банку.

Нам денег не надо – работу давай.

Федеральные и региональные власти в рамках поддержки малого и среднего бизнеса предлагают строителям льготы по процентам за кредиты или компенсацию затрат на рекламно-выставочную деятельность. Строителям это не нужно, как и не нужно прямых финансовых вливаний. Полезно было бы отсрочить обязательные платежи до момента фактической продажи квартиры, отслеживая реализацию квадратных метров с помощью Федеральной регистрационной службы. Ведь у строителей есть товар – построенные метры жилья. А этим товаром с банками и налоговиками не рассчитаешься. Что касается рынка жилья, поддержка нужна прежде всего потребителям. Государство должно дать денег потребителю, который придет к строителям и купит квартиру, чем и решит материальные трудности последнего. Эти деньги вернутся обратно в бюджет и в банки, в виде налогов, заработной платы, выплат по кредитным процентам.

Навстречу социальному строительству.

Необходимо увеличивать темпы и объемы социального строительства. Государство должно увидеть проблему – хватит строить огромные торговые комплексы и увеселительные центры, пора строить школы и садики, детские стадионы, которых так не хватает в последние годы. Сегодня в России достаточно заводов по производству металлоконструкций, которые в короткий срок смогут обеспечить ускоренное строительство социальных объектов. Важная проблема – высокая ставка рефинансирования, не позволяющая человеку взять кредит. За квартиру стоимостью миллион рублей покупатель, взявший ипотеку, через 15-20 лет заплатит четыре миллиона. Между тем за рубежом максимальная ставка ипотечного кредита – 5%. В США ставка по потребительскому кредиту – 2%. Возможно, сами банки и не хотели бы давать такие кредиты, но государство им ставит жесткие рамки, и они вынуждены это делать.  Давайте равняться на эту ставку.

«Тендерная» сторона вопроса.

В строительстве необходим надзор с момента проектирования доя сдачи объекта в эксплуатацию. Существует проблема, когда тендер на строительство может выиграть организация, не имеющая за плечами никакого опыта работ и «портфолио» построенных объектов. Такой, вчера появившейся компании, достаточно указать меньшую сумму, за которую они возьмутся строить объект. В результате и деньги потеряны, и объект не построен. В связи с этим необходимо пересмотреть правила участия в тендерах строительных организаций, отдавая предпочтение компаниям, имеющим собственную базу, собственное производство по выпуску строительных материалов – ведь эти фонды могут выступить гарантией материальной ответственности. Статья 94 ФЗ главным критерием отбора организаций, участвующих в тендере, называет минимальную планку стоимости производства работ. Это неправильно! Одно лишь министерство обороны внесло для себя поправку: при снижении планки тендера на 10% необходимо предоставить соответствующее обоснование. Снижение государственного контроля в строительстве угрожает экономической безопасности страны.

Человеческий фактор

Еще одна проблема, и, пожалуй, строители сами в ней виноваты, – неумеренные аппетиты по поводу ожидаемой прибыли. За 20-30 процентов прибыли никто работать не желает, все стремятся получить 100-200 процентов. Несколько лет никто из строителей, глядя друг на друга, цену не снижал, и цены росли. И теперь мало того что кризис, еще и назрела необходимость серьезных перемен в структуре самой отрасли. Но решить эти проблемы только за счет строителей невозможно.Чтобы строительная отрасль не приказала долго жить, нужно оперативно с учетом сложившихся экономических обстоятельств законодательным путем выстраивать новый механизм взаимоотношений, применять новые технологии, такие как строительство быстровозводимых зданий из металлоконструкций.

 

Похожие новости

Комментарии закрыты.