О проблемах российского инженерного образования
Качество образования – это характеристика, связанна с соответствием параметров конечной продукции действующим нормам, стандартам и регламентам. В связи с этим вопрос качества – это соответствие контроля, подтверждающего наличие качества или его отсутствие. Очень близко к понятию качества находятся такие факторы, как эффективность, системность, полезность и безопасность.
Все это в высшей степени относится к контролю качества производственных процессов. Вместе с тем, к качеству образования приведенная концепция относится в меньшей степени. В оценке качества образования применяется гораздо более широкий набор словосочетаний. Среди них – эффективность образования, его уровень, социальная важность выбранной профессии и востребованность специалистов, конкурентоспособность полученного образования, его актуальность и т.д.
Все названные критерии качества образования, будь то образование в строительной сфере или курсы обучения парикмахеров. Основной вопрос при этом состоит в том, кто именно и по каким количественным и качественным показателям выполняет оценку образования. В настоящее время все более явно ощущается недоразвитость системы оценки. Это обстоятельство привело к потере уровня высшего образования, снижения его качества и даже к обесцениванию диплома о получении высшего образования.
В особенной степени сказанное относится к образованию гуманитарного характера. Легкость его получения привела к потере престижа гуманитарных специальностей, в том числе инженерных и строительных специальностей. Специальности более практической направленности подверглись девальвации в меньшей степени. В том числе, такие виды образования, как, например, обучение кинолога.
Вместе с тем, в настоящее время в сфере российского образования объявлены планы выполнения комплексных мер по ужесточению системы оценки работы ВУЗов. В связи с этим важнейшей задачей является формирование системного подхода к рассмотрению и решению этой задачи. Эксперты утверждают, что если в итоге все будет сведено к изменению аккредитационных показателей, то, скорее всего, все недостатки существующей системы оценки будут сохранены.
В настоящее время принципиально важной задачей является создание такой системы общественно-профессиональной аттестации, в которой принимают участие три стороны: профессиональное и образовательное сообщества, государство.


