Возрождение интереса к классике в кованых шедеврах Москвы конца XIX – начала XX веков

Рубрика:  Прочее

Кованые заборы, ряд ворот и балконных ограждений, появившиеся в Москве в конце XIX — начале XX столетий, представляют собой своеобразный переходный период от эклектики (исторического периода) к модернизму. Ярким примером служит миниатюрная ограда, расположенная между новой постройкой и библиотекой университета. Несмотря на то, что по своим характеристическим данным она, скорее всего, относится к эпохе ампира,  отдельные элементы ее калитки несколько далеки от простоты и ясности ампирной решетки. В рисунке наблюдаются плавно искривленные стержни, примечательные для модерна, в виде капель воды, стекающие по середине самого листа. Сами же стойки завершаются в форме стильного цветка или бутона. Даже ритм стержня калитки более характерен для модерна, нежели ампира. К примеру, кованая решетка создает первое впечатление скорее классической эпохи, но не аналогичных изделий начала XX столетия.

В целом, возросший интерес к классической эпохе (в частности к ампиру) в кованых шедеврах Москвы и близлежащих земель этого периода, выражается в некоем экспрессивном утрировании характерных классических черт. Известны многие трудности, с которыми приходилось сталкиваться в работе московским кузнецам на рубеже XX столетия, поскольку ковка и литейное производство находилось в положении слуги двум господам. Одни господа-заказчики, отдавая дань исторической эпохи, требовали включения в работу мастеров приемы ковки и литья, характерные для эпохи историзма. Другая категория воинствующих господ изобретали свои собственные необычайные формы выразительности кованых изделий.

Роскошные ворота и балкон на здании, реставрированном в конце XIX столетия на Новом Арбате, характеризуются всевозможными коваными изделиями с примесью классики и новым веянием эпохи модернизма. Этот стиль характеризует в особенности балкон с криволинейной, усложненной формой и столь же сложными кронштейнами. Однако, нет какого-либо ясного направления в данных изделиях, яркой подчиненности главной идее сооружения, которая весьма примечательно для наилучших произведений художественной ковки эпохи модерна. В рассматриваемом историческом периоде кованых изделий города Москвы проходят интенсивные поиски нового и в ритмической гармонии данного рода творений. Примером могут служить кованые ворота дома по второму Обыденскому переулку.

Похожие новости

Комментарии закрыты.